О нас Цены Партнеры Отзывы Контакты Личный кабинет Каталог растений Публикации Сады и парки Интернет-магазин Новости Наши фильмы Проекты Портфолио

Мурманск - Земля Франца Иосифа - Северный Полюс

Я совершила самое необычное и самое увлекательное путешествие в своей жизни – на атомном ледоколе ходила на Северный Полюс! Постараюсь описать все по порядку, хотя мысли путаются, а эмоции и чувства переполняют. Репортаж получился длинным, но, надеюсь, вы не устанете его читать, потому что Арктика – это очень интересный и завораживающий мир.

 

Мурманск

Все началось 5 июля, когда я села в самолет Москва-Мурманск и прилетела в самый большой город в мире за Полярным кругом. Сейчас здесь полярный день. Интересное явление – круглые сутки за окном почти ничего не меняется, лишь тени перемещаются по окружности. Думала, что будет трудно уснуть, но нет – спала в гостинице отлично! Из окна гостиницы удалось сделать и фото города, стоящего на берегу Кольского залива. Мурманск расположен на гористом рельефе и с высоких точек открывается хороший обзор. Город встретил меня криками чаек (море близко!) запахом сирени венгерской и жимолости, они зацветают здесь позже, чем у нас. Гуляла по городу и смотрела на озеленение (профессиональная привычка). Ассортимент видов ограничен в силу непростого климата, но зелень ухоженная. В Мурманске растут рябины, березы, сосны, лиственницы, ивы, сирень, роза ругоза, карагана, много жимолости. Хорошо, что они не делают в городе газоны и клумбы с однолетниками, а оставляют естественный травостой. Растения пышные – фотосинтезировать-то можно круглые сутки.

Над городом возвышается мемориал ЗАЩИТНИКАМ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ - скульптура советского солдата и вечный огонь. В этих краях шли ожесточенные бои, погибло очень много наших ребят, но это единственное место, где фашисты не смогли перейти границу нашей Родины.

На следующий день снова гуляла по городу, заходила в порт. Погода была отличная. Синее-синее небо с облачками отражалось в воде залива. В порту у причала стоит первый в мире атомный ледокол «ЛЕНИН». Сейчас в нем устроен музей, продолжаются реставрационные работы. «ЛЕНИН» был построен в 1959 году. Этот легендарный ледокол работал 30 лет. За это время прошел более 650 тысяч морских миль и провел через льды 3 741 судно. Судно находится на балансе у «Росатома» - это не только музей, но и площадка для учений моряков, образовательный центр, где детям и взрослым рассказывают о мирном атоме. На борту ледокола бывают высокопоставленные гости, проводятся конференции и совещания.

Мурманск – незамерзающий порт за полярным кругом. Это, как вы знаете, обусловлено отголосками теплого течения Гольфстрим. Навигация здесь возможна и летом и зимой. Из Мурманска можно круглогодично отправляться на запад, а путь на восток связан со сложностями. Восточнее Кольского полуострова силы теплого течения уже не хватает и там властвует Северный Ледовитый океан. Северный морской путь, протянувшийся вдоль берегов России, большую часть года остается скованным льдами. Пройти по нему может только мощный ледокол. Он проводит за собой суда с различными товарами, танкеры с топливом. Таким образом, обеспечивается жизнедеятельность наших северных городов – Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси. А также Севморпуть – это кратчайший водный маршрут из Европы на Дальний Восток. Так что ледоколы созданы не для того, чтобы катать по Арктике туристов, а для других серьезных целей. Однако летом работы для них немного, и в этот период ежегодно организуется несколько круизов на Северный Полюс.

 

Наш ледокол

Вот в такой круиз мне и посчастливилось пойти. 7 июля мы сели на самый большой в мире атомный ледокол «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ» (а ни у кого, кроме России вообще нет атомных ледоколов). Черное судно с алой надстройкой ждало нас у причала «Росатомфлота» - огромное, величественное, яркое, могучее. Как многоэтажный дом, который может многие месяцы автономно ходить по морям-океанам. Внутри ледокола для нас был создан полный комфорт – удобные каюты, ресторан, бар, лекционный зал, сауна, бассейн, тренажерный зал и другие помещения. Кстати, на время круизов с туристами члены команды (кроме комсостава) уплотняются и живут в каютах на нижних палубах по двое. На дверях подписано, кто живет в каюте - у нас был 3-й механик. Всего на корабле находится около 120 туристов и экипаж более ста человек.

На ледоколе более 1500 помещений, и хотя только малая часть из них нами использовалась, я так до конца поездки не разобралась с устройством корабля. Постоянно плутала по палубам и мостикам, заходя не туда. Для нас проводили экскурсию по машинному отсеку. Впечатляет! Такое все огромное и сложное. И что поразило - идеальная чистота.  Здесь я узнала интересные слова для обозначения местоположения на судне - "носовее" и "кормовее".

По мере продвижения на север становилось все холоднее и холоднее. Через пару дней для прогулок на палубах приходилось надевать теплую куртку, сапоги и шапку. Наблюдать под ровный гул двигателей за морем, небом можно  бесконечно долго - похоже на медитацию. Огромный ледокол легко скользит по воде. Часто в небе можно было видеть необычную белую радугу. Иногда были и цветные, причем они виднелись не где-то вдалеке, а ледокол проходил сквозь них! Я не знала, что такое возможно - видишь радугу перед носом, а потом ее же за кормой... Нам повезло с погодой, почти не было качки, ветра, дождя.

Вдали от материка и от дома мы все же имели связь с внешним миром. Из радиорубки можно было позвонить по спутниковому телефону, отправить смс или написать письмо. Обратные письма нам приносили в почтовые ящики, которые были у каждой каюты.

Для тренировки спасения своего организма примеряла ярко-оранжевый костюм гидро-защиты. В нем человек может не замерзнуть в ледяной воде в течение 6 часов (а без него умрет через 6 минут) и не утонуть никогда. 

 

 

Цель экспедиции

Говоря о жизни на ледоколе и о программе круиза, я забыла рассказать, как это все организовано. Есть некая команда иностранцев, которая фрахтует корабль и собирает туристов по всему миру. На нашем рейсе были русские, американцы, европейцы, представители Индии и Австралии, а также много китайцев. Главный называется экспедиционным лидером. Его звали Лори Декстер, англичанин, который живет в Канаде. Он совершал много арктических и антарктических экспедиций, в том числе переход на лыжах из России в Канаду через географический Северный полюс. Вместе с Лори поехала экспедиционная команда – около 10 человек. Они старались сделать нашу жизнь на ледоколе нескучной. Им это удавалось не всегда. Особенно скучное мероприятие – это их лекции об Арктике, рассчитанные по уровню на слабенького первоклассника американской школы. Лично я на лекции не ходила – с моим образованием, полученным в Московском университете, там было совсем уныло. Однако, среди нас был необычный человек – Дмитрий Банин. Он тоже закончил МГУ им.М.В.Ломоносова, сейчас живет в США, путешествует по Арктике и Антарктике и изучает животных. Дмитрий специально для русскоговорящей группы читал свои лекции. Помимо этого в его обязанности входило переводить для нас с английского на русский язык. По причине длительного проживания на чужбине Дмитрий стал немного забывать наш великий и могучий. Его переводы добавили особого шарма и весь корабль, включая команду, прислушивался к объявлениям по громкой связи. И можно было услышать что-то вроде: «Дамы и господа! Одевайтесь и выходите на палубу. Мы имеем белого медведя на левом борту».

Для развлечения туристов придумывалась программа. Помимо лекций были барбекю на свежем воздухе, праздник Нептуна, прием у капитана, коктейли с капитаном. В ресторане каждый день повара придумывали что-то новенькое и вообще, кормили нас пять раз в день. Блюда иногда были очень причудливые. Например, «консоме с трюфелями» - это оказалось коричневым бульоном, в котором плавал кусок манной каши… Мы стали тихо завидовать матросам, которых кормили в другой столовой котлетками, пловом, макаронами…

Главной целью нашей экспедиции было достичь Северного Полюса и по пути наслаждаться природой – прекрасными пейзажами и наблюдением за животными. Надо сказать, что это занятие не из простых. Чтобы увидеть животное, на мостике постоянно дежурили члены экспедиционной команды с биноклями и объявляли всем, если удавалось увидеть китов, моржей или белых медведей. Несколько раз мы видели китов, точнее их фонтанчики. Белые мишки тоже попадались – отдельные особи и медведицы с медвежатами. Каких-то ластоногих видели вдалеке на льдине, но лежбище нам не попалось. Самые интересные обитатели Арктики – белые медведи. Сначала их пугает приближение большого шумного ледокола, от которого вибрирует лет. Если остановить винты и подождать, медведи подходят все ближе и ближе. Наши руководители за Гринпиз, поэтому не допускали такого. Но совершенно точно известно, что моряки приучили медведей к попрошайничеству, бросая им с борта печенье и сгущенку. Медведи подходят прямо к борту корабля, встают на задние лапы. Без приманки медведи близко не подходили и сфотографировать их было довольно сложно.

 

Моряки

Вы можете удивиться – почему же я в таком восторге от поездки, если и лекции были скучными, и еда не очень, и животные далеко? Для меня главным восторгом оказалось знакомство с жизнью на судне, с его экипажем. Большую часть времени я проводила на мостике. Это большое помещение на самом верху ледокола с окнами по всему кругу, откуда ведется управление судном. Здесь можно смотреть в бинокль, разговаривать с моряками. Они всегда терпеливо отвечали на наши глупые вопросы: «Ой, а что это за кнопочка? А сколько осталось до Северного Полюса? А Вы видели, как кит показывал хвост? А какая здесь толщина льда?» На мостик часто заходил капитан Валентин Сергеевич Давыдянц – удивительный человек, мудрый и великолепный, мощный в прямом и в переносном смысле – как и его корабль. На корабле особая жизнь – в замкнутом пространстве иногда месяцами не сходя на берег. Коллектив здесь должен быть крепким и надежным, а капитан – непререкаемым авторитетом. Мне вспомнился анекдот, в котором бабушка рассказывала внучке о своей жизни и отметила, что в ее жизни была лишь одна большая и светлая любовь.

- И кто же, бабушка?

- Моряки!..

Теперь я очень хорошо это понимаю. Конечно, все люди на корабле разные, со своими особенностями, плюсами и минусами, но совершенно точно, что здесь нет слабаков и нытиков. Находясь с ними на одном судне (хоть и таком большом и мощном, но совершенно крошечном в масштабах океана и стихии), не испытываешь даже капли тревоги, а только приятное чувство защищенности и надежности. Как написали в нашем буклете «команда сделает все для обеспечения вашей безопасности» - так оно и есть.

Ребята поделились с нами своими фотографиями - они видят гораздо больше нас, когда ходят в рабочие, а не развлекательные плавания. Некоторые из этих фото помещаю здесь - это в основном животные.

 

 

Вода и лед

В начале экспедиции мы взяли курс на географический Северный полюс – точку с координатами 90 градусов северной широты. Маршрут был проложен не по прямой линии, а с таким расчетом, чтобы как можно большее расстояние пройти по открытой воде, безо льда. Поэтому сначала мы прошли на автопилоте Баренцево море, далее сквозь архипелаг Земля Франца Иосифа (ЗФИ) и потом сквозь льды. Сначала стали попадаться отдельные льдинки, потом ледяные пространства, сменяющиеся водой (здесь моряки, выбирая дорогу, говорили «идем по водичкам»). И наконец, мы вышли в открытый океан, который как раз трудно назвать открытым, потому что он покрыт льдами. Раньше я себе представляла, что в районе Северного Полюса сплошная белая ровная поверхность. Оказалось, что это не так. Здесь есть свой ледовый рельеф. Льдины плавают по поверхности воды, наезжают друг на друга, их края обламываются, вздымаются и образуются щетинистые гряды – торосы. Это самые труднопроходимые места даже для ледокола (моряки говорят "идти сквозь кусты"). Судоводители постоянно смотрят вперед в бинокль, заранее выбирая маршрут, позволяющий объехать торосы. Наш ледокол «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ» рассчитан на преодоление льда толщиной до 3 м. В торосах она бывает значительно больше. Тогда приходится преодолевать этот лед в несколько приемов: ход вперед – ход назад. Один высокий торос мы разбили только на 13-й раз. Ледокол прокладывает путь, не разрезая лед, а наезжая на него сверху и надавливая своей огромной массой. Для этого у него сделана специальная форма низа носовой части – загнутая кверху, как у лыжи.

Процесс раскалывания льда, выворачивание огромных голубых глыб можно наблюдать бесконечно – завораживает. За собой ледокол оставляет канал, полный мелких ледяных обломков. Обратно с Северного Полюса шли по своему каналу. Для моряков это была напряженная работа – объезжая торосы шли не всегда по прямой, к тому же лед дрейфует и местами наш канал был уже перекрыт. Но судоводители большие мастера и с пути не сбились, быстро и без тряски дошли до Земли Франца Иосифа.

 

 

Земля Франца Иосифа

Архипелаг насчитывает почти 200 островов и относится к Архангельской области. Почти 90% его территории покрыто вечными ледниками, распространена вечная мерзлота. В летний период верхний слой почвы немного оттаивает, и болотистая поверхность покрывается цветами, мхами, лишайниками. И это при том, что в самых теплых местах температура поднимается лишь на 1-2 градуса выше нуля. А арктических водах летом кипит жизнь. Из-за того, что солнце светит круглосуточно, бурно разрастается фитопланктон, его поедает зоопланктон. В Арктику заходят киты, для которых море становится просто супом с креветками. Обилие пищи привлекает рыбу и птиц. На ЗФИ можно видеть множество птичьих базаров – на отвесных скалах птички строят гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов, а на зиму улетают на юг. К одному такому базару (гора Рубини) мы подходили очень близко – сначала на ледоколе, а потом на лодках Zodiac.

На ЗФИ есть ледники, сползающие с гор к морю, и можно наблюдать рождение настоящих айсбергов. Не таких, конечно, больших, как в Антарктиде или в Гренландии, но тоже очень красивых.

Вся территория архипелага является федеральным заказником.

На Земле Франца Иосифа есть заброшенные и действующие полярные станции, где жили и живут исследователи, ученые, военные. На одну из оставленных станций мы высаживались, и это была наша единственная высадка на берег. Не так-то просто выпустить туристов на берег с корабля. Во-первых, надо получить согласование от военных и еще кого-то, чтобы иностранные шпионы не проникли. Во-вторых, обеспечить безопасность на берегу – есть вероятность нападения белого медведя. Совсем недавно медведь съел одного опытного полярника… И в-третьих, следить за туристами, чтобы они природу не губили и сами в болоте не утонули. Мне посчастливилось кроме прогулки по острову еще и полетать над ним на вертолете. Это подарок моих друзей – компании «Конверс-авиа» (г.Тверь), которые предоставляют вертолеты для арктических экспедиций. Летчик-ас Евгений Борисович показал нам великолепные виды. Кстати, вертолет использовался еще и для того, чтобы распугать в округе белых медведей.

 

 

Северный Полюс

Увлекшись рассказом о навигации, я пропустила самое главное, ради чего все было организовано. 12-го июля мы достигли географического Северного полюса Земли – это зафиксировали приборы. Случилось это ночью, но все вышли на палубу, поздравляли друг друга, пили шампанское. Что испытывают люди, стоя на вершине мира? Наверное, у каждого свои эмоции. Лично я почувствовала, что люблю и хочу обнять всех людей. С несколькими из попутчиков и попутчиц тут же и реализовала это желание. Сфотографировавшись с человеком в костюме белого медведя, все пошли спать. На утро было организовано празднование – круг вокруг земной оси, купание в проруби, барбекю на льдине. Самое сложное было найти подходящую льдину (поляну) без трещин и больших луж. И опять же – обеспечение охраны, чтобы никого не слопал медведь. Все сошли по трапу на лед, образовали круг в желтых куртках – типа хоровод вокруг Северного Полюса. Желающие, а их, надо сказать, было довольно много, купались в проруби. Причем, можно было либо просто окунуться, либо проплыть и коснуться борта корабля. Смелых и закаленных фотографировали с разных ракурсов, и даже особый фотограф-аквалангист снимал их прямо из воды.

Мы гуляли по льдине, фотографировали наш ледокол и его огромные якоря. А вот барбекю на льдине не получилось (перенесли в ресторан), потому что моряки заметили опасную трещину и просили всех срочно подняться на борт.

Отсюда путь – только к югу, в какую бы сторону мы не пошли. Но мы пошли домой.

 

 

Вот кое-что из того, что я узнала и почувствовала в Арктике. Когда закончилось путешествие, некоторые из нас (особенно чувствительные) плакали. За 12 дней произошло так много. Мы увидели столько красоты! Я ходила с постоянной блаженной улыбкой на лице. Даже если бы не было ничего кроме неба и моря – этого бы уже хватило для того, чтобы испытать восторг. У меня появились новые друзья из числа туристов – интереснейшие люди. Я подружилась с членами экипажа. И думаю – вот настоящие люди, настоящие мужчины, которые делают настоящую работу. Это вам не в офисе сидеть и продавать какую-нибудь фигню…

Не буду о грустном… Путешествие закончилось, но память о нем осталась. Мне кажется, что я поменялась, побывав на Полюсе. В каком-то смысле произошел переворот сознания. Но это еще надо осознать… Опять процитирую нашу брошюру: «Не увозите с собой ничего, кроме фотографий, хорошего настроения и ярких впечатлений. Не оставляйте в Арктике ничего, кроме частички Вашего сердца». Все так и есть – частичка моего сердца остается здесь.

 

Благодарю моих новых друзей за помощь в подборе фотографий!

 

Светлана Чижова

18.07.2012

Мурманск


Все статьи
Коментарии
11:50 16 Декабря 2013
Чижова Светлана

http://poseidonexpeditions.ru/
Вот здесь есть вся информация.

02:07 16 Декабря 2013
олег

А как можно попасть на ледокол и солько это стоит?

09:19 26 Января 2013
Алла

Я тоже была на Земле Франца Иосифа. Это было в 1987 году. Это была экскурсия на теплоходе "Клавдия Еланская". Высадили нас на острове Хейса. Кроме того мы посетили еще такие города, как Игарка. Дудинка, Архангельск и Соловецкий монастырь. Это было незабываемое путешествие. Спасибо Мурманскому бюро путешествий. Очень мало фотографий осталось, потому как не было тогда ни цифровых фотоаппаратов, ни телефонов. Но все эти полярные пейзажи живут в моем сердце до сих пор.

20:27 26 Ноября 2012
Чижова Светлана

Спасибо, Дмитрий! Рада, что Вам понравилось!

18:55 26 Ноября 2012
Дмитрий

Здорово вот это действително есть на что посмотреть !! хороший отчет спасибо за фото ))

19:59 12 Сентября 2012
Чижова Светлана

Вертолетом управлять, по-моему, непостижимое искусство. Там кнопки, стрелки и ручки находятся спереди, слева, справа, сверху и снизу. 
Лучше буду учиться управлять атомным ледоколом. :-) На ходовом мостике гораздо комфортнее, чем в кабине вертолета. :-)

14:10 6 Сентября 2012
Ирина

Не такие уж они и белые эти белые медведи. Света, какие же красивые места, красивые своей мощью. Фото про рождение айсбергов завораживают. Будешь теперь учиться управлять вертолетом или уже научили?

09:56 16 Августа 2012
Katerina

Спасибо, что поделились своими впечатлениями!

07:36 12 Августа 2012
Анна

:-)

20:19 2 Августа 2012
Светлана Чижова

Аня, ты очень точно подметила атмосферу этого путешествия и мои эмоции. :-))))))))))))

12